Новости
При эксплуатации машины, рано или поздно, любой автомобилист сталкивается с необходимостью проверки состояния аккумуляторной батареи (далее АКБ). Потребность в проверке аккумулятора может возникнуть как при плановом техническом осмотре, так и при различных проблемах: к примеру, во время поиска неисправности в системе энергораспределения.
В данной статье мы рассмотрим возможность проверки состояния аккумулятора как отдельного элемента без связки с иными системами и компонентами автомобиля с помощью АКБ-тестера Autel MaxiBAS BT608.
На сегодняшний день имеется несколько способов диагностики аккумулятора. Состояние АКБ проверяется посредством нагрузочной вилки, мультиметра, разрядных устройств и специальных тестеров.
Первые два варианта потребуют от водителя специализированных навыков и сопроводительной документации на проверяемую батарею (значения зависимости заряженности аккумулятора в соответствии с температурой и плотностью электролита). Работа при помощи тестеров и разрядных устройств наиболее доступна, так как не требует от водителя технического образования и какой-либо дополнительной документации.
Прежде всего, разберём, как при помощи специализированных тестеров АКБ правильно диагностировать состояние аккумулятора в соответствии с его оценочными параметрами.
Измерительные стандарты
Чтобы определить состояние АКБ, в первую очередь, нужно узнать имеет ли он достаточную ёмкость для соответствия заявленным производителем техническим характеристикам.
Первостепенным проверочным параметром для АКБ является величина тока холодной прокрутки или ток холодного пуска (англ. CCA — Cold Cranking Amps).
CCA — это величина максимального тока, гарантированно передающаяся исправным и охлаждённым до заданной температуры АКБ, при которой напряжение на заданной секунде разряда не будет меньше фиксированных значений.
Сегодня приняты различные стандарты измерения CCA: европейский, азиатский, североамериканский и пр.
EN (EN50342.1A1)
Общеевропейский стандарт. Для замера значений по EN полностью заряженную АКБ по методике SAE JS537 охлаждают в течение суток при -18°C. Далее батарея нагружается силой тока равной номинальному значению её CCA. EN успешно пройден, если напряжение АКБ не опустится ниже 7,2 В за 10 сек.
DIN
Немецкий стандарт (также актуален для Австрии и Швейцарии). Процесс охлаждения и токовой нагрузки АКБ здесь аналогичен EN. Однако различаются период и вольтаж уже охлаждённой батареи: 9 В для 30 сек. и 6 В для 150 сек. соответственно.
SAE (JS537)/CCA
Стандарт для США и Канады. Аккумулятор также подвергается охлаждению и токовой нагрузке по системе SAE JS537. Однако финальные испытания теста считаются пройденными в случае, когда напряжение АКБ не падает ниже 7,2 В за 30 сек.
IEC 60095-1
Стандарт от международной электротехнической комиссии. Рабочий алгоритм: методика SAE JS537 + финальное испытание, где заряд АКБ не должен падать ниже 8,4 В за 60 сек.
ГОСТ Р 53165-2008
Отечественный (принятый на территории ЕАЭС) стандарт. Где ССА соответствуют указанным производителем значениям, при которых АКБ обеспечивает запуск двигателя в заданных условиях. Критерии ГОСТ(а) Р 53165-2008 соответствуют международному стандарту IEC 60095-1.
Важно! Все необходимые характеристики для сверки ССА, как правило, пишутся производителем непосредственно на крышке АКБ.
Параметры, использующиеся для оценки состояния АКБ
В первую очередь для оценки состояния АКБ применяются:
1) State of charge (SOC) % — состояние заряда.
SOC — это уровень заряда соответственно ёмкости АКБ;
2) State of health (SOH) % — степень работоспособности.
SOH — величина, которая отражает текущий заряд аккумулятора (ячейки, батареи) по сравнению с его оптимальными значениями.
По объективным причинам, из-за большой разности условий и среды работы батареи, на сегодняшний день не существует универсальной и общепринятой методики расчёта SOH. Поэтому производители тестеров АКБ в качестве расчётных компонентов используют проводимость, импеданс и выходное сопротивление батареи.
Водитель должен понимать, что старение и износ АКБ приведут к её неминуемому отказу при запуске двигателя. Чтобы не оказаться в сложной ситуации (например, с заглохшим двигателем в сельской труднодоступной местности), специалисты настоятельно рекомендуют проводить систематический мониторинг состояния зарядки аккумулятора самостоятельно, или в специализированных автомастерских.
Принцип работы АКБ-тестеров
Функционал данных устройств направлен на анализ ответа аккумулятора на подаваемый ими специализированный тестовый сигнал с последующей его расшифровкой и трансляцией на дисплей в виде чисел текущих значений заряда АКБ и степени его работоспособности. Следовательно, об АКБ-тестерах корректнее говорить не как об измерительных устройствах, а как об анализаторах состояния АКБ.
АКБ-тестеры производят анализ внутреннего сопротивления аккумуляторной батареи по принципу «моста Уитстона». Это обеспечивает минимальное энергопотребление и разрядку анализируемой батареи, что позволяет производить замеры многократно. Этим использование АКБ-тестеров выгодно отличается, к примеру, от проверки заряда аккумулятора разрядом или нагрузочной вилкой, после чего тот приходится заряжать заново.
После анализа состояния АКБ идут вычисления. В расчётном алгоритме здесь используются изменённые текущие параметры АКБ, соответственно заявленным характеристикам батареи, которые задаются пользованием перед стартом проверки (ёмкость, стандарт CCA, тип АКБ и тд.).
Формула и константы мониторинга посредством АКБ-тестера у каждого производителя свои. Поэтому очевидно, что точность показаний тестеров зависит не только от используемой в приборе элементарной базы, но и от типологии базы данных в конкретных вычислительных алгоритмах. Точность показаний обычно прямо пропорциональна цене прибора.
Главными преимуществами АКБ-тестеров по сравнению с нагрузочной вилкой или разрядкой батареи, помимо многократности использования при одном сеансе замеров, является их безопасность (отсутствие образования искр), компактность, простота в обращении и скорость получения результатов.
К минусам АКБ-тестеров можно отнести:
1) Разницу в получаемых посредством таких приборов данных замеров, относительно аналогичных значений, но полученных уже в лаборатории при использовании профессионального испытательного оборудования по методике SAE JS537. Однако, как правило, подобная разница не критична, и коридор значений вполне корректно позволяет определить реальное состояние аккумулятора;
2) АКБ-тестеры не предназначены для замеров на новых аккумуляторах. Они подходят только для оценки состояния АКБ уже прошедших несколько циклов полной зарядки-разрядки.
Диагностика с помощью Autel MaxiBAS BT608
Несмотря на то, что по своим характеристикам Autel MaxiBAS BT608 разработан для проверки АКБ квалифицированными специалистами автомастерских и диагностических центров, проверку на нём может выполнить даже пользователь с минимальными знаниями основ электроники.
Для этого необходимо подключить провода к клеммам аккумулятора (черный к «-», красный — к «+»). Далее необходимо выбрать режим «Тест вне автомобиля».
После чего задаём напряжение, стандарты измерения CCA, ёмкость и тип аккумулятора. После ввода параметров проверки нажимаем на кнопку «Продолжить».
Спустя несколько секунд мы получаем результаты теста. В нашем случае, тест проводился при температуре в 24°С. Измеренная ёмкость аккумулятора составила 477 EN(A), что соответствует 66% от номинальной (720 EN(A)).
На основании этого можно сделать вывод, что количество материала пластины, реагирующего с серной кислотой, которая содержится в растворе электролита, с последующим образованием электроэнергии значительно уменьшилось. Несмотря на уровень заряда в 83%, АКБ потерял способность генерировать необходимое напряжение для запуска двигателя. Вывод по результату замеров — аккумулятор нужно менять.
Следующий тест. Здесь номинальная и измеренная ёмкости аккумулятора оказались идентичными (SOH 98 %), а уровень заряда низким (SOC 66 %). Это говорит об исправности АКБ. Однако перед последующей эксплуатации его следует зарядить.
По результатам тестов ясно, что Autel MaxiBAS BT608 при использовании функции «Тест вне автомобиля» может быстро и точно произвести диагностику текущего состояния АКБ. Главное корректно задать ёмкость, типы и стандарт аккумулятора.
Результаты проведённого теста сохраняются в памяти устройства в pdf- формате, который читает любой современный гаджет.
А встроенный в устройство принтер позволяет распечатать результаты замеров на месте:
Рассмотренная в рамках данной статьи возможность АКБ-тестера Autel MaxiBAS BT608 по диагностике состояния аккумулятора вне автомобиля является базовой, и одной из наиболее простых в функционале устройства.
Купить тестер Autel MaxiBAS BT608 можно в нашем магазине:
Ознакомиться со всем ассортиментом тестеров АКБ