MaxiBAS BT608. Тестирование АКБ без автомобиля
MaxiBAS BT608. Тестирование АКБ без автомобиля
При эксплуатации машины рано или поздно любой автомобилист сталкивается с необходимостью проверки состояния аккумуляторной батареи (АКБ). Потребность в проверке аккумулятора может возникнуть как при плановом техническом осмотре, так и при различных проблемах, например, при поиске неисправности в системе энергораспределения.
В данной статье мы рассмотрим возможность проверки состояния аккумулятора как отдельного элемента без связки с другими системами автомобиля с помощью АКБ-тестера Autel MaxiBAS BT608.
Способы диагностики аккумулятора
На сегодняшний день имеется несколько способов диагностики аккумулятора. Состояние АКБ проверяется с помощью нагрузочной вилки, мультиметра, разрядных устройств и специальных тестеров.
Первые два варианта требуют специализированных навыков и документации на батарею. Тестеры и разрядные устройства доступны шире, не требуют технического образования и документации.
Измерительные стандарты
Чтобы определить состояние АКБ, нужно узнать, имеет ли он достаточную ёмкость для соответствия заявленным техническим характеристикам. Первостепенный параметр — ток холодной прокрутки (CCA — Cold Cranking Amps).
EN (EN50342.1A1)
Общеевропейский стандарт. Полностью заряженную АКБ охлаждают при -18°C в течение суток. Батарея нагружается током номинального CCA. EN считается пройденным, если напряжение не падает ниже 7,2 В за 10 сек.
DIN
Немецкий стандарт. Процесс охлаждения и токовой нагрузки аналогичен EN. Различаются период и вольтаж: 9 В для 30 сек. и 6 В для 150 сек.
SAE (JS537)/CCA
Стандарт для США и Канады. Аккумулятор охлаждается и подвергается токовой нагрузке по SAE JS537. Финальный тест считается пройденным, если напряжение не падает ниже 7,2 В за 30 сек.
IEC 60095-1
Международный стандарт. Рабочий алгоритм: методика SAE JS537 + финальное испытание, где заряд АКБ не должен падать ниже 8,4 В за 60 сек.
ГОСТ Р 53165-2008
Отечественный стандарт для ЕАЭС. CCA соответствуют значениям, указанным производителем. Критерии ГОСТ совпадают с IEC 60095-1.
Важно! Все необходимые характеристики для сверки CCA обычно указаны на крышке АКБ.
Параметры для оценки состояния АКБ
В первую очередь для оценки состояния АКБ применяются:
- State of charge (SOC) % — состояние заряда. SOC отражает уровень заряда относительно ёмкости АКБ;
- State of health (SOH) % — степень работоспособности. SOH показывает текущий заряд аккумулятора по сравнению с его оптимальными значениями.
На сегодняшний день не существует универсальной методики расчёта SOH. Производители тестеров используют проводимость, импеданс и выходное сопротивление батареи. Старение и износ АКБ могут привести к отказу при запуске двигателя. Поэтому специалисты рекомендуют систематический мониторинг состояния аккумулятора.
Принцип работы АКБ-тестеров
Функционал устройств направлен на анализ ответа аккумулятора на тестовый сигнал с последующей расшифровкой и отображением данных на дисплее. АКБ-тестеры анализируют внутреннее сопротивление по принципу «моста Уитстона», что обеспечивает минимальное энергопотребление и многократные замеры.
После анализа состояния АКБ вычисляются текущие параметры, сопоставляемые с заявленными характеристиками батареи. Формула и константы мониторинга зависят от производителя, поэтому точность показаний пропорциональна цене прибора.
Главные преимущества АКБ-тестеров: безопасность (нет искр), компактность, простота использования и скорость получения результатов.
Минусы АКБ-тестеров
- Различия данных замеров относительно лабораторных испытаний по SAE JS537. Разница обычно некритична и позволяет определить реальное состояние аккумулятора.
- Подходят только для АКБ, прошедших несколько циклов зарядки-разрядки, но не для новых батарей.
Диагностика с помощью Autel MaxiBAS BT608
Хотя Autel MaxiBAS BT608 предназначен для специалистов, проверку может выполнить пользователь с минимальными знаниями электроники. Для этого подключаем провода к клеммам аккумулятора (черный к «-», красный к «+») и выбираем режим «Тест вне автомобиля».
Далее задаём напряжение, стандарты CCA, ёмкость и тип аккумулятора, после чего нажимаем «Продолжить».
Через несколько секунд получаем результаты теста. Например, измеренная ёмкость составила 477 EN(A), что соответствует 66% от номинальной 720 EN(A). Аккумулятор необходимо заменить.
Следующий тест показал идентичные номинальные и измеренные ёмкости (SOH 98%), но низкий уровень заряда (SOC 66%). Аккумулятор исправен, требуется зарядка перед эксплуатацией.
Autel MaxiBAS BT608 при использовании функции «Тест вне автомобиля» позволяет быстро и точно диагностировать состояние АКБ. Результаты сохраняются в PDF, читаемом любым гаджетом.
Встроенный принтер позволяет распечатать результаты замеров на месте:
Рассмотренный способ диагностики аккумулятора является базовым и простым в функционале. Купить тестер Autel MaxiBAS BT608 можно в нашем магазине:
Ознакомиться со всем ассортиментом тестеров АКБ